История создания модели Лада 4×4 «НИВА»

Узнать на наших дорогах этот небольшой легендарный автомобиль способен практически любой житель нашей страны. «НИВА», можно сказать, экзотика в российском автопроме как в силу своей конструкции, так и в силу своей задумки вообще. Обычно отечественные производители занимались либо производством и проектированием военной техники, либо городских средств передвижения. Однако, если для военных разработок трудились собственные конструкторские бюро, то для гражданских автомобилей довольствовались наследием «Fiat». «Нива» стала первым автомобилем, созданным полностью силами Тольяттинского автозавода.

Идея создания серийного гражданского внедорожника для сельской местности была выдвинута председателем Совета министров СССР Алексеем Косыгиным в 1970-м году. Задание было дано на ВАЗ, АЗЛК и Ижмаш, причем опытные образцы были созданы в срок, однако прототип Волжского завода был единственным готовым к серийному производству. К XXV съезду КПСС в 1976-м году была подготовлена партия из 50 автомобилей. Агрегаты разработчики перенесли с уже проверенного временем ВАЗ 2106, добавив в систему раздаточную коробку известной ныне конструкции. Более аскетичный и тяжелый УАЗ 469 в то время стал уступать в комфортабельности, однако трехдверная конструкция кузова «Нивы» не особенно приживалась у населения ввиду совершенно иных возможностей – ведь тогда авто человек получал раз в жизни и тесное заднее сиденье, равно как и небольшой багажник часто считались непрактичными особенностями вкупе с высокой ценой и дорогим обслуживанием.

Через время цены на модель снизили, чем вернули былую популярность к концу 1980-х годов. За рубеж автомобиль поставлялся очень активно, поскольку качества внедорожника превосходили ожидания. Высокая востребованность в целом ряде стран обязана именно всепролазности «Нивы» практически в любых условиях. И это даже сглаживает почти полное отсутствие динамики, шум на высоких оборотах и невысокие скорости на трассе. Между прочим, «Нива» была единственным автомобилем, поставлявшимся в Японию из СССР, несмотря на самодостаточность автопрома Страны Восходящего Солнца.

В общем, сам автомобиль необычен в отношении конструкции, однако, именно он стал прототипом современного класса легковых кроссоверов. Авторы кузова, Валерий Сёмушкин и Пётр Прусов, при разработке внешнего вида будущего внедорожника пошли вразрез с мнением старшего поколения конструкторов, которые говорили о рамном автомобиле с утилитарным кузовом. На последнем техсовете, на котором обсуждались два проекта кузова, выиграл именно «молодежный» взгляд, который кардинально отмечался от заимствованного, опять-таки от Fiat 127, причем все единогласно решили, что закрытый кузов, дисковые передние и барабанные задние тормоза с независимой задней подвеской гораздо более конструктивно выигрышны, в чём совершенно не ошиблись. Все ходовые испытания были пройдены «на ура», пробеги по Уралу и Предуралью были с блеском окончены, а ряды потребителей «Нивы» пополнялись очень быстро.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *